Черепнин Н.Н. ПЯТЬ ХОРОВ ДЛЯ МУЖСКИХ ГОЛОСОВ. Ор. 14

Нет оценок
Менее 10просмотров
Менее 10покупок
6+
Описание
Характеристики
Отзывы

ПЯТЬ ХОРОВ ДЛЯ МУЖСКИХ ГОЛОСОВ. Ор. 14

1. Черкесская песня. Стихи А. Пушкина

2. Коль любить, так без рассудку. Стихи А. K. Толстого

3. Не плачьте над трупами. Стихи Л. Пальмина

4. Медленно движется время. Стихи И. Никитина

5. Ой, и честь ли то молодцу. Стихи А. K. Толстого

Включает оригиналы поэтических текстов и аудиозапись по QR-коду.

Данное хоровое произведение предназначено для детских хоровых коллективов, музыкантов-профессионалов и любителей хорового пения. (Из сборника: Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века. Аудиозапись по QR-коду. Выпуск 11. Черепнин Н.Н. / ред., сост. Е. Д. Светозарова)

Отличительной особенностью этого опуса, датированного 1902 годом, является то, что все пять пьес, очень разные по содержанию и по характеру,

с точки зрения жанра могут быть определены как песенные хоры.

1. ЧЕРКЕССКАЯ ПЕСНЯ. Стихи А. Пушкина. Хор написан на отрывок из поэмы Пушкина «Кавказский пленник»..

Хор насыщен лексикой восточной музыки. Здесь можно услышать и извилистые мелодические линии с мерцающими ступенями, и характерный натуральный минор, и прихотливое сочетание триолей с фигурой , немного напоминающее ритмику молитвы магометан из хора «Олегов щит». Композитор использует здесь типичную для песенных жанров куплетную форму, внося лишь небольшие вариантные изменения в каждый из следующих куплетов.

2. КОЛЬ ЛЮБИТЬ, ТАК БЕЗ РАССУДКУ. Стихи А. К. Толстого. По сути, в этом стихотворении поэт высказывает вполне серьезную и важную мысль: если уж что-то делать, то делать с полной отдачей. Однако подается эта мысль в шутливой форме. Черепнин, в свою очередь, подчеркивает настроение беззаботности тем, что пишет эту пьесу в духе радостных, полных энергии хоровых застольных песен.

А. Толстой использует прием поэтической анафоры: каждая строка начинается со слова «коль». Композитор, следуя за поэтом, каждую музыкальную фразу оформляет однотипно: начинается фраза с затакта, имеющего аналогичный ритмический рисунок , а на сильную долю всякий раз приходится ключевое слово.

Подвижная, легкая для восприятия, незамысловатая пьеса проносится быстро, вызывая улыбки слушателей.

3. НЕ ПЛАЧЬТЕ НАД ТРУПАМИ. Стихи Л. Пальмина. Хор написан на текст стихотворения поэта-народовольца Лиодора (Илиодора) Пальмина «Requiem». Полное пламенного патриотизма.

Хор Черепнина написан в характере траурного марша.

Музыка наполнена внутренней силой и одновременно сдержанностью

в выражении чувств. Мужественный и волевой тон задается уже открывающим произв-е призывным «золотым валторновым ходом» и далее поддерживается многократно повторяющейся восходящей квартовой интонацией. Среди ярких средств муз. выразительности, приближающих хор по характеру звучания к траурной революционной песне, следует назвать выдержанную маршеобразную четырехдольность, имитирующую шаг народной массы, сохранение практически на протяжении всего произв-я одной ритмической фигуры и выразительное сопоставление дуольности и триольности. К этому следует добавить, что муз. материал изложен в компактной аккордовой фактуре, в которой, наряду с четырехголосным изложением, партии эпизодически объединяются в типичное для песенных жанров реальное двухголосие.

Произ-е написано в трехчастной форме. Средняя часть представляет собой разработку и развитие интонаций первой части. В репризе, звучащей на нюанс тише, чем первая часть, композитор прибегает к довольно часто встречающемуся в хоровой музыке приему — повторяет начальную строфу текста на том же музыкальном материале. Тем самым он подчеркивает основной смысл первых слов и выстраивает закругленную трехчастную форму. Примечательно, что произведение заканчивается в мажоре.

4. МЕДЛЕННО ДВИЖЕТСЯ ВРЕМЯ. Стихи И. Никитина. В некотором смысле этот хор близок к предыдущему.

Черепнин задумал данное произв-е именно как песню. Об этом говорит прежде всего сама форма, в которой музыка от куплета к куплету остается неизменной. Строение же самого куплета двухчастное. Особенность этой двухчастности состоит в том, что вторая часть начинается с вводного раздела , который подводит к смысловому резюме на слова «Мёртвые в мире почили, // Дело настало живым», звучащему в более сдержанном темпе. Эта муз. фраза с теми же словами повторяется дважды. Второе проведение звучит еще более медленно и более весомо.

5. ОЙ, И ЧЕСТЬ ЛИ ТО МОЛОДЦУ. Стихи А. К. Толстого.

Этот хор, однако, являет пример того стиля, в котором композитор, не прибегая к ярко выраженным народным интонациям, к конкретным фольклорным оборотам и приемам хорового письма (таким как сольный запев и следующий за ним подхват хора, введение подголосков и хоровых педалей, расщепление унисона в многоголосное звучание и др.), создает произведение, несомненно принадлежащее к русскому народно-песенному стилю.

Как и в других произведениях Черепнина, здесь обращает на себя внимание прекрасная техника хорового письма: великолепное голосоведение, сбалансированность звучания голосов по вертикали с учетом тесситуры и динамики.

90

Другие предложения магазина

Похожие предложения

6+
0+
0+
0+
0+
290
0+
290
0+
0+
Цифровые товары
220
490
55%
0+
18+
Электронные Книги
100
18+
Электронные Книги
20
0+

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение
2021-2024 © Wildberries Цифровой, Wildberries v11.15.24. На торговой площадке digital.wildberries.ru применяются рекомендательные технологии.Адрес для направления юридически значимых сообщений: sales@wildberries.ru