Включает оригиналы поэтических текстов и аудиозапись по QR-коду.
Данное хоровое произведение предназначено для детских хоровых коллективов, музыкантов-профессионалов и любителей хорового пения. (Из сборника: Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века. Аудиозапись по QR-коду. Выпуск 6. Чайковский П.И./ ред., сост. Е. Д. Светозарова)
Мужской хор «Блажен, кто улыбается» на стихи К. Р. тоже связан
с конкретным учебным заведением. Он был написан в 1887 году для хора Московского университета, который в эти годы переживал период своего расцвета, и посвящен ему. Дружеские связи с этим коллективом установились
у Чайковского еще в 1874 году, когда он специально для хора университета, которым в это время руководил К. К. Альбрехт, обработал знаменитую студенческую песню «Gaudeamus».
Идея и форма стихотворения К. Р., возможно, навеяны священными словами, произнесенными Иисусом Христом в Нагорной проповеди, позднее
вошедшими в состав Литургии, «Блажени нищии духом».
Поэт не пересказывает все девять заповедей Нагорной проповеди,
а, взяв за основу форму канонического текста, где каждая фраза начинается
со слова «Блажени» (то есть счастливы), высказывает свои мысли о достоинстве и силе духа человека, лежащие в основе подлинного счастья. Чайковский использовал не весь текст стихотворения, но, сократив его, еще более, чем поэт, усилил роль ключевого слова, которое проходит через всё произведение в качестве своеобразного рефрена.
Вероятнее всего, такая, пусть опосредованная, связь с церковным ритуалом предопределила возвышенный строй произведения, вызывающий некоторые ассоциации с духовной музыкой. Однако в отличие от церковных песнопений на слова «Блажени нищии духом», трактованных обычно в лирическом ключе, в хоре Чайковского доминирует гимническое начало. Ощутима также связь хора «Блажен, кто улыбается» со старинными кантами.