Чайковский П.И. Без поры да без времени. Стихи Н. Цыганова

Нет оценок
Более 30просмотров
Менее 10покупок
6+
Описание
Характеристики
Отзывы

Включает оригиналы поэтических текстов и аудиозапись по QR-коду.

Данное хоровое произведение предназначено для детских хоровых коллективов, музыкантов-профессионалов и любителей хорового пения. (Из сборника: Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века. Аудиозапись по QR-коду. Выпуск 6. Чайковский П.И./ ред., сост. Е. Д. Светозарова)

В 1891 году по просьбе И. А. Мельникова, инициатора создания Бесплатного хорового класса Чайковский написал три хоровых произведе-

ния: «Не кукушечка во сыром бору», «Что смолкнул веселия глас»

и «Без поры да без времени». Все три посвящены Бесплатному хоровому классу Мельникова под управлением Ф. Ф. Беккера. Хор с радостью принял

подарок Чайковского, разучил эти произведения и в том же году исполнил их в концерте.

Смешанный хор «Не кукушечка во сыром бору» и женский «Без поры да без времени» тематически перекликаются: оба они написаны на глубоко народные по духу и по языку стихи Н. Цыганова, которые повествуют о нерадостной судьбе молодой женщины. В полный голос в них звучит тема горькой женской доли и социальной несправедливости, столь многогранно отраженная в народных лирических песнях и в творчестве русских поэтов. В жанре светской хоровой музыки a cappella Чайковский одним из первых затрагивает данную тему.

Своеобразие этих хоровых пьес состоит в том, что музыка обнаруживает глубокую связь с народно-песенными истоками, в значительной степени обусловленную неповторимой выразительностью стихотворного слога, полного

эпитетов и образных сравнений, свойственных русской народной поэзии. Среди других хоровых сочинений Чайковского эти произведения выделяются также ярко выраженным драматическим началом.

Краткий обзор хоров Чайковского, созданных в разные годы и по разным поводам, показал, что каждый из них представляет собой особое явление. Однако есть моменты, роднящие их и говорящие об определенных творческих установках композитора.

При всем различии пьес обращает на себя внимание некая общность идейно-содержательной сферы. Композитор выбирает преимущественно такие поэтические тексты, в центре которых почти всегда находится человек

с его думами и переживаниями. Это может быть и передача чувств человека, размышляющего о жизни или созерцающего природу, и восхваление конкретной личности, и рассказ о тяжелой судьбе русской женщины. В одних случаях об этом говорится впрямую, в других — в иносказательной форме.

Поэтические тексты, составляющие основу хоров Чайковского, объединяет то, что они все по своему характеру песенные. Напевностью стиха определяется в значительной мере и песенный характер музыки. В принципе вся музыка Чайковского песенная. А. А. Альшванг писал: «Музыка Чайковского — поет. Поют его вокальные мелодии, поют и его симфонии, квартеты и другие инструментальные произведения» . Тем более «поет» его хоровая музыка.

«Без поры да без времени» и «Соловушко» — не что иное как стилизация крестьянской лирической песни.

Исходя из песенной природы поэтических текстов и из общего замысла большинства хоровых произведений, Чайковский передает поэтический текст в музыке обобщенно, без подчеркивания деталей. Совершенно очевидно, что для Чайковского важнее та мысль и то настроение, которые вызывают стихотворные строки, чем сами слова. Композитор выделяет в поэтическом тексте какой-то наиболее для него важный мотив, облекает его в музыкальную интонацию, и она становится основой всей целостной композиции. Благодаря этому Чайковский всегда убедительно раскрывает суть стихотворения и достигает органичного слияния слова и музыки. Рассуждая о методах воплощения слова в музыке, композитор писал: «Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренно, просто выражать музыкой те чувства

и настроения, на которые наводит текст» .

Мелодикой и общим песенным замыслом определяется богатый, однако вполне традиционный, диатонический в своей основе гармонический язык, не содержащий каких-либо изысканных красот. В этой гармонической простоте и сдержанности также кроется своеобразие хоровой музыки Чайковского.

Лаконизм и экономия средств характеризуют и фактуру хоров Чайковского, что также отличает его музыку от произведений его современников. Хоровые партитуры Чайковского написаны преимущественно в аккордово-гармоническом складе.

90

Другие предложения магазина

Похожие предложения

16+
#тыжмузыкант
Электронные книги
20
18+
Музыкант
Электронные книги
300
16+
Музыкант
Электронные книги
40
16+
Поэмузыка
Электронные книги
6
18+
Музыка. Как стать музыкантом
199
12+
Путь музыканта
Электронные книги
180
12+
Бродячий музыкант
Электронные книги
108
16+
Бумажный музыкант
Электронные книги
80
18+
Влюблена в музыканта
Электронные книги
100
12+
Музыкант(аниме персонаж)
12+
Неизвестное о музыке и великих музыкантах
0+
Бременские музыканты
Электронные книги
160
12+
Снимаем музыкальный клип
480
12+
Бременские музыканты 2.0
100
16+
Музыкальные вечера в Дахау
120
12+
Анализ музыкальных форм
160
0+
Музыкальная шкатулка
Электронные книги
50
16+
Музыкант контуженный
Электронные книги
20
12+
Музыкальные сказки для души
300
0+
Бременские музыканты
70
100
30%
0+
Музыкальные игры для малышей
328

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение
2021-2024 © Wildberries Цифровой, Wildberries v13.3.13. На торговой площадке digital.wildberries.ru применяются рекомендательные технологии.Адрес для направления юридически значимых сообщений: info@digital-wb.ru