Включает оригиналы поэтических текстов и аудиозапись по QR-коду.
Данное хоровое произведение предназначено для детских хоровых коллективов, музыкантов-профессионалов и любителей хорового пения. (Из сборника: Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века. Аудиозапись по QR-коду. Выпуск 6. Чайковский П.И./ ред., сост. Е. Д. Светозарова)
В том же 1889 году в Петербурге предполагалось устроить бенефис хора Императорской оперы, и Ф. Ф. Беккер, который в то время руководил проведением концертов оперного хора, попросил Чайковского в связи с этим событием сочинить хоровое произведение. Композитор с охотой откликнулся на предложение и написал на собственные стихи хор «Соловушко», указав на титульном листе: «Посвящается хору Императорской оперы в С.-Петербурге». В центре произведения народный, любовно воспетый в русских песнях образ соловушки. Однако есть основания предполагать, что, говоря о перелетном соловье, Чайковский, который в это время находился далеко от любимой им родины, в длительной гастрольной поездке по Европе, имел в виду себя или, шире, вообще художника. Как пишет А. И. Крылов в статье, посвященной
хоровому творчеству Чайковского, «поэтический текст содержит глубокий иносказательный смысл: суть его в том, что истинный художник отдает свое искусство народу, и народ платит художнику своей любовью» . Таким образом, можно сказать, что в этом произведении Чайковский затрагивает тему «искусство и художник», которая волновала и привлекала многих русских деятелей искусства, но еще не находила отражения в жанре светской хоровой музыки a cappella. Своеобразие и историческая значимость этой партитуры состоят в том, что после написанного Н. А. Римским-Корсаковым в 1875 году хора «Татарский полон» это, по существу, первый русский хор a cappella, близкий интонационно, ладово и ритмически к русской протяжной крестьянской песне. Сходство с ней видно и в использовании таких характерных приемов, как запев солиста и следующий за ним подхват хора, распевы слогов и пр.