Чайковский П.И. Что смолкнул веселия глас. Стихи А. Пушкина

Нет оценок
Более 10просмотров
Менее 10покупок
6+
Описание
Характеристики
Отзывы

Включает оригиналы поэтических текстов и аудиозапись по QR-коду.

Данное хоровое произведение предназначено для детских хоровых коллективов, музыкантов-профессионалов и любителей хорового пения. (Из сборника: Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века. Аудиозапись по QR-коду. Выпуск 6. Чайковский П.И./ ред., сост. Е. Д. Светозарова)

В 1891 году по просьбе И. А. Мельникова, инициатора создания Бесплатного хорового класса Чайковский написал три хоровых произведе-

ния: «Не кукушечка во сыром бору», «Что смолкнул веселия глас»

и «Без поры да без времени». Все три посвящены Бесплатному хоровому классу Мельникова под управлением Ф. Ф. Беккера. Хор с радостью принял

подарок Чайковского, разучил эти произведения и в том же году исполнил их в концерте.

Смешанный хор «Не кукушечка во сыром бору» и женский «Без поры да без времени» тематически перекликаются: оба они написаны на глубоко народные по духу и по языку стихи Н. Цыганова, которые повествуют о нерадостной судьбе молодой женщины. В полный голос в них звучит тема горькой женской доли и социальной несправедливости, столь многогранно отраженная в народных лирических песнях и в творчестве русских поэтов. В жанре светской хоровой музыки a cappella Чайковский одним из первых затрагивает данную тему.

Своеобразие этих хоровых пьес состоит в том, что музыка обнаруживает глубокую связь с народно-песенными истоками, в значительной степени обусловленную неповторимой выразительностью стихотворного слога, полного

эпитетов и образных сравнений, свойственных русской народной поэзии. Среди других хоровых сочинений Чайковского эти произведения выделяются также ярко выраженным драматическим началом.

Иной характер имеет мужской хор «Что смолкнул веселия глас», в основу которого положено полное вольнолюбивого пафоса стихотворение Пушкина «Вакхическая песня». Хронологически в русской хоровой музыке a cappella это уже шестое обращение композиторов к данному тексту Пушкина . Окидывая взглядом все эти сочинения, с уверенностью можно сказать, что произведение Чайковского — самое убедительное воплощение мощи и высокого строя стихотворения Пушкина. Хор Чайковского — настоящая гимническая песнь,

в которой в полный голос звучит тема торжества света над тьмой. Во всем чувствуется устойчивость, убежденность, ясность, величавость, благодаря чему произведение воспринимается как истинный гимн свету, солнцу, разуму.

Хор Чайковского — настоящая гимническая песнь,

в которой в полный голос звучит тема торжества света над тьмой. Во всем чувствуется устойчивость, убежденность, ясность, величавость, благодаря чему произведение воспринимается как истинный гимн свету, солнцу, разуму.

Поэтические тексты, составляющие основу хоров Чайковского, объединяет то, что они все по своему характеру песенные.

Истоки напевности музыки Чайковского лежат в русской народной песне и в романсовой культуре. В некоторых произведениях, например в хоре «Не кукушечка во сыром бору», слышна явная опора на городской песенный фольклор.

Исходя из песенной природы поэтических текстов и из общего замысла большинства хоровых произведений, Чайковский передает поэтический текст в музыке обобщенно, без подчеркивания деталей. Совершенно очевидно, что для Чайковского важнее та мысль и то настроение, которые вызывают стихотворные строки, чем сами слова. Композитор выделяет в поэтическом тексте какой-то наиболее для него важный мотив, облекает его в музыкальную интонацию, и она становится основой всей целостной композиции. Благодаря этому Чайковский всегда убедительно раскрывает суть стихотворения и достигает органичного слияния слова и музыки. Рассуждая о методах воплощения слова в музыке, композитор писал: «Мне кажется, что я действительно одарен свойством правдиво, искренно, просто выражать музыкой те чувства

и настроения, на которые наводит текст» .

Мелодикой и общим песенным замыслом определяется богатый, однако вполне традиционный, диатонический в своей основе гармонический язык, не содержащий каких-либо изысканных красот. В этой гармонической простоте и сдержанности также кроется своеобразие хоровой музыки Чайковского.

Лаконизм и экономия средств характеризуют и фактуру хоров Чайковского, что также отличает его музыку от произведений его современников. Хоровые партитуры Чайковского написаны преимущественно в аккордово-гармоническом складе. Эпизоды, в которых присутствуют черты полифонии, в частности, имитационное вступление голосов, можно рассматривать скорее как своего рода оттенение, внесение некоторого разнообразия в гомофонное изложение. Такие примеры можно встретить в хорах «Не кукушечка во сыром бору», «Что смолкнул веселия глас».

90

Другие предложения магазина

Похожие предложения

18+
Похороны Деда Мороза
Электронные книги
40
12+
Сборник стихов и коротких историй
12+
Морские байки: Морская лихорадка
12+
Сборник стихов "Море"
Электронные книги
400
18+
Хлораторщик
5 200
7 384
30%
16+
Джай Форс и коридор жизней
360
16+
Джай Форс и коридор жизней
360
18+
Сборник стихов. 2024 г. Второй
2 800
18+
Хоррорку
Электронные книги
200
18+
Корпорация Деда Мороза
Электронные книги
490
18+
Кайдзю-хоррор
Электронные книги
200
16+
ПЛОХОРОШО
Электронные книги
488
18+
Ин-форматор: порядок против хаоса
18+
Хорошо. Сборник
Электронные книги
40

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение
2021-2024 © Wildberries Цифровой, Wildberries v13.3.52. На торговой площадке digital.wildberries.ru применяются рекомендательные технологии.Адрес для направления юридически значимых сообщений: info@digital-wb.ru