Искусство жить. Опубликованы мемуары ключевой фигуры авангарда XX века – Пегги Гуггенхайм. В свет вышли переведенные на русский язык мемуары Пегги Гуггенхайм «На пике века. Исповедь одержимой искусством». Раньше можно было найти лишь разрозненные главы на английском.
Пегги Гуггенхайм - одна из ключевых фигур авангардного искусства первой половины XX века, вокруг нее, как планеты вокруг Солнца, вращались художники обоих континентов. Она покупала картины никому не известных художников на свой страх и риск. И создала одну из самых впечатляющих коллекций, которая хранится сейчас в ее венецианском палаццо, ставшем музеем.
Ее отец, Бенджамин Гуггенхайм, утонул на «Титанике». Пегги рано унаследовала совсем не плохие деньги. Страстной, экстравагантной, жаждущей приключений, ей было душно в пуританской Америке. И при первой возможности она уехала в Париж, который тогда, в 1920-е, был центром авангардного искусства.
Там она познакомилась с Марселем Дюшаном, который ввел ее в круг парижской богемы и посоветовал вкладывать деньги не в антиквариат, а в произведения современного искусства. И Пегги стала покупать Пикассо, Кандинского, Ива Танги, Жана Кокто - тогда никто и предположить не мог, что когда-нибудь их картины будут стоить целое состояние.
В 1938 году она открыла в Лондоне галерею и продолжала пополнять коллекцию по принципу «одна картина в день». За два года она купила лучшие произведения Макса Эрнста, Хуана Миро, Рене Магритта, Мэна Рея, Сальвадора Дали, Пауля Клее, Марка Шагала.
Когда началась война, Пегги вывезла коллекцию, которую отказался принять Лувр, в США, задекларировав упакованные в ящики картины как мебель.
Пегги Гуггенхайм показывала в Нью-Йорке Марка Ротко, Вильяма де Кунинга, Александра Колдера. И Джексона Поллока, который был ее открытием.
Она всегда любила Европу больше Америки и после окончания войны при первой возможности уехала в Венецию, где прожила до конца жизни.
Кого-то из прочитавших ее мемуары разочаровало отсутствие даже попытки проанализировать художественный процесс в Европе и США, становление новых стилей, нового понимания изобразительного искусства. Но это же не искусствоведческое исследование! В конце концов о Максе Эрнсте или Джексоне Поллоке написаны километры искусствоведческих статей и монографий, а художественные стили, будь то кубизм, сюрреализм или абстрактный экспрессионизм, давно разложены по полочкам.
Действительно, глобальным событиям и новейшим течениям современного искусства Пегги уделяет порой меньше внимания, чем своим туфлям на танкетке от Феррагамо, серьгам, собакам или выкрашенным в голубой цвет волосам Доротеи Таннинг, к которой ушел от нее Макс Эрнст, разбив ей сердце. Но именно эти мелочи делают книгу такой интересной и живой. И, кстати, многие ее серьги тоже были произведениями искусства. На открытии галереи в Нью-Йорке Пегги демонстрировала разные серьги: в одном ухе красовалась серьга с мистическим лунным пейзажем от Ива Танги, в другом - проволочный мобиль от Александра Колдера. По ее словам, тем самым она продемонстрировала два направления в искусстве, которые интересовали ее больше всего, - сюрреализм и абстракционизм.
Несмотря на свою далекую от канонов красоты внешность, Пегги Гуггенхайм стала «иконой стиля», ее образ до сих пор по-разному преломляется и на подиуме, и на экране. Так, мадам Д. в фильме Уэса Андерсона «Отель «Гранд Будапешт», любительница искусства, мужчин и экстравагантных нарядов, которую сыграла Тильда Суинтон, - реверанс Пегги Гуггенхайм.
416 стр. epub Издательство «Ад Маргинем Пресс», 2018