Две сонаты для виолончели соло

Нет оценок
Менее 10просмотров
Менее 10покупок
6+
Описание
Характеристики
Отзывы

Борис Иванович Тищенко (1939–2010) по праву входит в число крупнейших творцов современной музыки. Серьезнейшее испытание, какое суждено было пройти музыке ХХ века — стремление к радикальному новаторству, приводившее нередко к почти полной потере индивидуальности стиля, — композитор преодолел, выйдя из него во всеоружии техники, но сохранив моментальную узнаваемость своей музыки.

Борис Тищенко писал фактически во всех существующих жанрах — от напева без сопровождения до суперсимфонии. За полвека композиторской деятельности он создал более ста произведений. Ближе всего музыка Тищенко примыкает к творчеству Д. Д. Шостаковича, у которого Тищенко учился в аспирантуре Ленинградской консерватории и с которым до конца жизни великого мастера находился в дружеских отношениях.

Музыка Тищенко передает картину современного мира, воспринятую и запечатленную в гармонии резчайших контрастов. Катаклизмы мира внешнего полно отражаются и в строе внутренней жизни человека, которую композитор пристально исследует в своем творчестве.

Борис Тищенко — автор трех сонат для виолончели соло. В данном сборнике публикуются Первая и Вторая сонаты.

Две публикуемые сонаты (1860, 1879) относятся к разным периодам творчества композитора. Объединяет их крайне субъективный характер высказывания, глубокий эмоциональный подтекст в пику расчетливому виртуозному письму, сложный, концептуальный музыкальный сюжет.

И все же в музыкальном отношении первая, пятичастная соната представляется более открытой слушателю, более традиционной. Быть может, дело в том, что в контрастно-составной драматургии цикла «пальма первенства» остается за многоликой лирикой, предстающей здесь во множестве оттенков: от трепетной, беззащитной, до теплой, душевной. В разных своих ипостасях (часто и вовсе без гармонической поддержки) этот лирический поток преобразуется в очень мелодичную, истинно русскую тему, вызывающую ассоциации с лирической протяжной песней (в смысловом центре сонатного цикла — третьей части).

Масштабные лирические эпизоды «разбивают» более действенные — «разорванная» отрывистая речитация второй части и драматически-тревожная, пульсирующая моторика четвертой, — после чего в почти первозданном виде возвращается материал первой части.

Музыкальный язык второй сонаты гораздо более сложен. Во главе угла здесь — одноголосное экспонирование темы, исключительная формообразующая и смысловая роль одноголосия, «бесконечное» развертывание монодии. Цикл состоит из трех частей (крайние из которых, традиционно более действенные, обрамляют сдержанную середину). В сонате много «дышащей» тишины, вплетающейся в отрывистую драматургическую канву наравне со звучащим пространством. Каждая из частей начинается с долгого зачина-«разгона» — тематического зерна, из которого произрастает дальнейшее развитие, захватывающее очень широкий эмоциональный диапазон. И все это, опять же, происходит в жестких рамках именно монодийного развертывания.

Пожалуй, самая сложная задача для исполнителя — собрать воедино весь микротематизм, постепенно складывающийся в единую декламационную цепь. Весь смысл грамотной интерпретации сонаты сводится к тому, чтобы пропеть, «прожить», артикуляционно прочувствовать и грамотно произнести каждое интонационно звено этой цепи.

Издание рекомендуется концертирующим виолончелистам, а также студентам консерваторий и учащимся музыкальных училищ и колледжей.

290

Другие предложения магазина

Похожие предложения

0+
0+
0+
0+
0+
0+
0+
0+
0+
0+
16+
0+
0+
0+
12+
87
250
65%

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение
2021-2024 © Wildberries Цифровой, Wildberries v11.15.19. На торговой площадке digital.wildberries.ru применяются рекомендательные технологии.Адрес для направления юридически значимых сообщений: sales@wildberries.ru