В этой книге вы не найдете "сухой" теории, здесь только чистая практика, основанная на опыте работы с детьми. Эта книга будет полезна мамам и папам, а также тем, кто только готовится ими стать; бабушкам и дедушкам; воспитателям детских садиков (как частных так и государственных), няням и гувернанткам, и вообще всем, кто так или иначе имеет дело с маленькими детьми.
У заведующих государственными садиками очень много работы. У них «болит голова», чтобы проверки пройти нормально. У них очень много проверок. А когда приходят устраиваться в детские садики «Киндерика» на работу воспитатели из государственных садов, это часто приходят озлобленные люди, которые рассказывают мне, что они получают минимальную зарплату, что у них 40 детей в одной группе, так как не хватает кадров. И эти люди пребывают с нашими детьми. Им на наших детей наплевать. Мы таких на работу в частные садики не принимаем. Если вам не повезло в государственном саду с воспитателем, тут ничего не сделаешь. Многие меняют садик. Я говорю как есть.
Реальность такова, что каждый год приходят родители, приходят дети, и у них одни и те же проблемы: ребенок травмирован. Он не идет на занятия, потому что ему это напоминает детский сад. «Мама, здесь как в садике, я не хочу сюда идти!» Или просто ребенок ничего не говорит, сжимается в комочек, вцепляется в мамину руку и начинает плакать. Такой механизм называется рестимуляция. Когда окружающая среда напоминает о чем-то, где было плохо. И изначально нам уже не хочется туда идти, потому что нам кажется, что здесь будет также плохо, как было когда-то. Например, если нам встречается человек, который похож на кого-то, кто когда-то нас обидел, то этот новый, но похожий на обидчика человек, уже изначально нам неприятен. Так работает наш разум, это древний механизм, который нужен был ранее для выживания. Этот механизм говорит: «Смотри, это признаки опасности, в прошлый раз в таких же условиях было опасно!»
Когда мой ребенок болеет, я запрещаю близким чрезмерно сюсюкать. Конечно, внимание и ласка необходимы, а болеющему ребенку — чуть-чуть больше. Но лучше давать всегда много тепла и любви, а не только когда ребенок заболел. У детей часто срабатывает решение, что болеть выгодно, тогда меня пожалеют. И часто такой механизм переносится и во взрослое состояние.
Это естественно. Как говорит известный психолог Людмила Петрановская, никогда такого раньше исторически не было, чтобы мама сидела с ребёнком одна. В бедных семьях было всегда много детей: трое, четверо, восемь детей. Когда в семье два и более ребенка, они сами начинают себя занимать. Старшие нянчили младших. А в состоятельных семьях были гувернантки, учителя, няни, и мама тоже не была одна. А это наш новый век. Во многих семьях по одному ребенку, и мама остается с ним круглосуточно наедине. Мама устала, и она имеет на это право. Некоторые мамы признаются: «Даже в санузел не могу сходить одна — ребенок не отпускает.» Новый век продиктовал такие странные условия для мамы.
Хочу еще отметить, что имею педагогический стаж с 2002 года, преподаю детям возраста от 4 до 16 лет, и обучаю методике учителей.10 лет назад дети интеллектуально не были готовы учить английский с 3—4 лет. 10 лет прошло, сейчас дети готовы заниматься намного раньше. Поменялись дети. Они не такие как мы, и не такие как были 10 лет назад.