Книга содержит рассказы о повседневной жизни современных молодых людей, их взаимоотношениях с родителями, сверстниками, выработке жизненных принципов, поиске решений в сложных ситуациях.
Это случилось в пятницу. Виктор пришел с работы, умылся и как всегда поспешил к кроватке сына. Тот не спал, но как-то вяло не то, чтобы плакал, а как-то ныл и постанывал. «Что с ним? — встревоженно спросил он у Вики, но та, уставшая за день, огрызнулась — « у него спроси». Но затем добавила — «заболел, дети знаешь ли, болеют». « А врача вызвала?» — уточнил он. «Сказали, что сегодня уже поздно, врач придет завтра и если что, вызывайте скорую» — ответила она из кухни, готовя ему ужин.
— Это несправедливо, это несправедливо, — повторяла она про себя. Всякие разумные доводы о том, что ей никто ничего не обещал железно, что, по сути не такой уж это удар, нужно просто подумать, как ей дальше постараться найти другой источник дохода, устроиться убирать по вечером где-нибудь в школе или столовой — все эти мысли пришли позже. Сейчас ей казалось, что она стоит перед стеной и ее горю не поможешь ничем. Полная душевная опустошенность, эти никому не нужные куколки, ставшие ей противными заставили ее сделать то, о чем потом она жалела не раз — она бросила их в ближайшую урну, выместив на них свой гнев и свое раздражение. Позднее она почти не занималась этим рукоделием, спрятала подальше от глаз оставшихся недошитых кукол, так как их вид напоминал ей то свое первое в жизни отчаяние и разочарование в непогрешимой жизненной справедливости.
Парень поднял голову и изумленно посмотрел на нее, судя по вопросу ожидая увидеть взрослую женщину или даже бабушку, проявляющую заботу о младшем поколении, но увидел довольно молодую девушку с живыми смеющимися глазами, доброжелательно глядящую на него. В другой ситуации он бы мог и огрызнуться, — а вам какое дело? Но сейчас он почувствовал искренность в ее голосе, который при этом неожиданно оказался мягко-звучного, приятного тембра и просто ответил — «да уж, не жарко». «Вам тоже на..» — и она назвала номер автобуса, который был ей нужен. Он не ответил ей и отвернулся в другую сторону. Но вдруг подумал и тоже неожиданно для себя решился обратиться к ней с просьбой одолжить для него денег на билет. — «Я не бомж и не алкоголик, я обязательно вам отдам их». Это сначала насторожило ее, но затем она открыла сумочку и молча подала ему 50 рублей. Он уже злился на себя за такую просьбу, чувствуя унизительность ситуации и не знал, что делать с деньгами — держать в руке или положить в карман. Но она, преодолев отчуждение, появившееся было в ней, теперь уже просто, без намека на снисходительность продолжила разговор, сказав, что она понимает его, что любой может попасть в трудную ситуацию и что все у него будет хорошо. Подошел автобус, они вошли в полупустой салон, сев на разные кресла, но оба незаметно поглядывали друг на друга, желая продолжить разговор. Они оба ощущали какую-то приязнь друг к другу, не имевшую ничего общего с романтическими чувствами и потому не ожидали напряженности в общении. Он пересел к ней поближе, спросил, как ее зовут и сам представился. Затем кратко обрисовал ситуацию, в которой оказался, уже не боясь показаться ни жалким, ни наглым. И уже осмелев, поинтересовался у Анны, не знает ли она где бы ему снять комнату подешевле. Она покосилась на него, прекрасно понимая куда он клонит, но все та же интуиция подсказывала ей, что он не будет опасен, если она пригласит его к себе, что она и сделала. Сергей тоже оценил это приглашение как «помочь хорошему человеку» и с радостью согласился. До дома Анны они ехали молча, каждый на свой лад обдумывая удивительность ситуации. Анна уже слегка жалела о своем приглашении, хотя по-прежнему думала, что неприятностей ей от нового знакомого едва ли ждать. Он же рационально начал подумывать, а не берет ли он какие-то обязательства на себя этим поздним посещением едва знакомой женщины.
Анна же по-настоящему волновалась, собираясь на праздник. Она несколько раз меняла наряд — то ей казалось, что она одета слишком вызывающе — не в ресторан же она идет — в другом она казалась себе еще более полной, третье какое-то старушечье, наконец, она остановилась на опробованном не раз костюме, в котором чаще всего ходила в театр и который, как ей казалось, стройнит ее. Сергей встретил ее улыбкой, отметив, что ей идет наряд и вновь отметил ее ясный, глубокий взгляд, который на этот раз выдавал ее внутреннее волнение. Уже позднее, несколько лет спустя, он осознал или вернее сказать понял, что на самом деле означает известное выражение «глаза — это зеркало души». Встречаясь с разными людьми, узнавая их, он сделал вывод, что действительно, какого бы цвета не были глаза — только у честных, светлых душой людей они ясные и чистые. У лживых, неискренних, способных к подлости людей, они мутные и в зависимости от накопленного негатива с хищным, иногда жестоким выражением или даже белесоватого оттенка, как у убийц.
Я жила в то время, я жила в СССР достаточное количество лет, чтобы судить о тех временах. Я постараюсь не давать оценок — вот это плохо или хорошо, судите сами. Но только те факты, что я приведу — это реалии, которые вы при желании можете уточнить в справочниках, архивах, газетах тех лет — если захотите, то найдете их. Я ведь тоже просматриваю в интернете новости, натыкаюсь на разные мнения о происходящем в мире, у нас в стране и вижу, что нет-нет кто напишет, что, мол, вот в советское время как хорошо жили, какой был СССР великий и могучий и его весь мир боялся и уважал. А я бы сказала, что боятся громилу с тремя пистолетами и двумя ножами, а уважают и хлюпика в очках, если он умен и коммуникабелен.