Книга посвящена отечественным врачам, ученым-исследователям - чей путь великих вдохновенных тружеников ведёт за собой поколение единомышленников с заповедью: светя другим, сгораю сам - служа страждущим. Человечество отдаёт дань хирургам с мировым именем, решающим проблемы возвращения физического и духовного здоровья своим пациентам. Они и педагоги, с мечтой о профессиональном и нравственном становлении своих преемников, что определяет здоровье и личность человека, реалии нашего будущего.
В основе педагогической системы Н. И. Пирогова лежала глубокая любовь к человеку и человечеству, определяющая его доведенный до высшего напряжения идеализм. Он так писал об этом: «Итак, я остаюсь при моем убеждении, что, задавая себе вопрос, чего мы желаем, мы открываем себе путь к идеальной стороне каждого дела; решая этот вопрос, мы узнаем, насколько мы еще отделены от идеала, и с тем вместе узнаем самих себя. Ясно ли это для других — не знаю; но я, при моем складе ума, никогда не пойму, чтобы идеал, как ложный признак недосягаемого совершенства, не мог руководить нами ни в действиях, ни в суждениях… Как идея времени, пространства, числа и меры, так и идея совершенства, служащая незримою мерою наших действий, присущи человеку» (Пирогов Н. И. Избранные педагогические сочинения).
После этого талантливого юношу зачислили воспитанником Профессорского института в Дерпте (нынешний Тарту). Это был один из самых передовых университетов тогдашней России, которое готовило будущих профессоров для российской высшей школы. В Дерпте — его наставника, профессора И. Ф. Мойера, в то время окружали выдающиеся люди, с которыми познакомился ближе и Николай, — Людвиг ван Бетховен, В. А. Жуковский. Но более близкие отношения у Н. И. Пирогова сложились только с В. В. Далем — в ту пору еще студентом медицинского факультета.
Профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий предстаёт сложившимся, опытным хирургом, организатором здравоохранения и педагогом, широко оперировавшим больных с заболеваниями жёлчных путей, желудка и других органов брюшной полости. Он с успехом работал в таких областях хирургии, как нейрохирургия и ортопедия.
Ещё 4 января 1856 года, вскоре после возвращения с Крымской войны, Николай Иванович подал рапорт об уходе из Медико-хирургической академии, мотивируя это своим «расстроенным здоровьем и домашними обстоятельствами». В июле 1856 года был подписан приказ об увольнении Пирогова, что совпало с публикацией «Вопросов жизни» и предложением министра народного просвещения принять должность попечительства учебного округа и чин тайного советника, что соответствовало званию генерал-полковника».
Его дочь, профессор Елена Ерошевская, с гордостью признавалась: «В настоящее время эту операцию делают уже практически повсеместно». Тихон Иванович впервые в Советском Союзе провёл офтальмологическую операцию с использованием микроскопа (1956), благодаря чему было положено начало всему направлению микрохирургии глаза в нашей стране. Впервые в стране Т. И. Ерошевский отделил детское отделение офтальмологии от взрослого. Тогда же он поставил перед Министерством здравоохранения СССР и областными властями вопрос о создании в Куйбышеве специализированной офтальмологической клиники. Благодаря его настойчивости и усилиям начала свою работу областная глазная больница (1964), первая в Советском Союзе.