В рамках настоящей работы рассмотрено определение гуманитарного вмешательства и его отграничение от схожих действий, которые хоть и имеют в своей основе некие гуманитарные начала, гуманитарным вмешательством при этом не являются. В монографии рассмотрены примеры применения вооруженной силы на территории другого государства без его согласия и в отсутствие соответствующего решения Совета Безопасности ООН (в случае его бездействия) в целях пресечения массовых и грубых нарушений прав человека.
Требуется подчеркнуть, что Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, на официальном уровне признано, что обеспечение национальных интересов Российской Федерации будет подвергаться негативному влиянию вероятных рецидивов односторонних силовых подходов в международных отношениях, противоречий между основными участниками мировой политики, угроз распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов, а также совершенствования форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.
Это означает, что в процессе своей эволюции идея гуманитарной деятельности по оказанию помощи и защите нуждающегося населения стала приобретать качественно иное содержание при определении гуманитарного вмешательства. Таковым стала рассматриваться угроза силой или применение силы одного или нескольких государств, а также международной организацией в целях защиты гражданского населения государства оказания гуманитарной помощи от массовых нарушений прав человека[36].
Изучая средства используемые в боевых действиях в региональных столкновениях и анализируя их соответствие официально заявленным государствами-интервентами целям и причинам вмешательств, нельзя не упомянуть коллективную работу «Балканы: сегодня и завтра» (Ю. Морозов, В. Глушков, А. Шаравин)[24]. Авторы указанного труда, приводя пример ряд конфликтов на территории бывшей Югославии, провели комплексный анализ целей и характера деятельности государств и международных организаций, которые участвовали в регулировании конфликта. Однако и им не удалось преодолеть недостаток, указанный об исследованиях А. В. Худайкуловой и Р. В. Орешкина.
Однако в результате новой эскалации насилия и увеличения потерь американского контингента ISAF в 2005 г. на юге Афганистана с января 2006 года стали размещаться войска ISAF, силами которых в мае была начата операция «Горный прорыв»[8]. Следом были проведены операции «Медуза» (сентябрь) и «Горная ярость» (сентябрь 2006 — январь 2007).
[18] Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны (1907) признает оккупированной территорией, пространство, на котором осуществляет административное управление армией иностранного государства занимающей ее. Более подробно передача власти Переходному правительству Ирака рассматривается в: Передача власти в Ираке в вопросах и ответах (Би-Би-Си). http://news.bbc.co.uk/hi/russian/news/newsid_3845000/3845853.stm