Биеннале современного искусства стали эпицентром в соперничестве городов мира за организацию престижной манифестации. Есть разные модели биеннале. Насколько успешно работает эта формула? Актуальна ли жёсткая западная модель биеннале? Может следует заменить биеннале другой моделью выставки? А какова роль премий по современному искусству сегодня? Помогают ли они выявлять таланты или превратились в паблисити для спонсоров?
Мотив дематериализации искусства особенно сильно проявился в инсталляции бразильского художника Эдира Сантоса «Воспоминание о железе», предлагавшей посетителям Биеннале совершить воображаемую фантасмагорическую «прогулку» в пространстве и «вознестись» над полом, выложенным железными брусьями, в то время как на стенах, на мониторах демонстрировались изображения затравленных, испуганных людей, чьи страхи и комплексы, по замыслу автора, должны были оказывать мощное психологическое воздействие на зрителей.