Эта книга - путевые заметки, написанные во время путешествия на Край Света, на Чукотку, в августе 2017 года. Через дневниковые записи участницы путешествия читатель погружается в неповторимую атмосферу пешего похода по Чукотке, краю, который еще не подчинил себе человек и не поглотила цивилизация. Тундра и океаны, болота и реки, медведи, дождь и ветер, чукчи, тюлени и киты, изматывающие переходы и простые радости... А самое удивительное - то, что все это произошло на самом деле...
Уже стемнело, начинается ночь, а мы еще долго сидим вместе на кухне, обсуждая прошедшие и предстоящие приключения. Уж о чём точно можно говорить вечно — так это о походах! А особенно с людьми, которым это близко, и которые не покрутят пальцем у виска, спрашивая: «Как это возможно — неделю без душа?» и «А как вы там в туалет ходите?» Но ночь оказывается недолгой — часа в два ночи начинает светать, а мы потихоньку разбредаемся обратно по своим уголкам и пытаемся уснуть. Всё-таки надо настраивать организм на новое, чукотское время, и новый ритм жизни. Только Шухер с Шалимом ещё до утра сидят на кухне…
«День сурка». Снова просыпаемся около 4.30. Масяня идет на пробежку. Кипятим чай в общем чайнике. Идем на завтрак. Я с вечера постирала носки, и они не высохли — м-м-м, настоящее ощущение похода, мокрые носки. Всё прямо сходится к тому, чтобы сегодня вылететь. Снова идем на уже знакомую автобусную остановку к 9.00, видим знакомые лица людей, которые на этом автобусе едут на работу в аэропорт.
— Да торопиться некуда, — говорит Шухер, — самое болото уже прошли. Завтра надо перевал, но он 150 метров. Ну и брод, непонятно что там, но там уже ночевка будет. Я помню самый маленький мой перевал, шли по лесу на Урале, шли-шли, а вечером руковод говорит: «Выпьем за перевал». А где перевал-то был? И не заметили. А на нашем перевале даже и турика[1] наверняка нет, но мы поставим.
Вечером мы все собираемся в «комнате мальчиков», чтобы принять очень важное решение по поводу наших дальнейших перемещений. По маршруту мы должны завтра идти по косе Уэлен, которая простирается в океан на 14 километров, переправиться через узкий пролив и продолжить путь по следующей косе, ведущей дальше в глубь полуострова. Эта коса — один из основных пунктов маршрута, и всем интересно пройти её пешком. Загвоздка заключается в том, что мы рассчитывали на 5—10 метров пролива, которые можно и переплыть, но местные говорят, там может быть и больше, вплоть до 50 метров. Такое расстояние плыть по холодному океану, и к тому же переправлять как-то рюкзаки — задача далеко не из лёгких, и дело даже не в расстоянии, а в течении, которое может снести в океан. Если договориться с местными, чтобы нас переправили на лодке именно через пролив, это очень рискованно — непонятно, за сколько мы пройдём это расстояние по косе к месту встречи, да и мы уже поняли, что время здесь — понятие вполне относительное, и если договориться на одно время, человек может приплыть раньше, не дождаться и уплыть, или сильно опоздать, или вообще не приплыть, потому что появятся какие-то дела. А если в проливе метров 50 — у нас большие проблемы, мы потеряем кучу времени, пока гонцы будут идти обратно по косе в поселок за лодкой. Появляется вариант отказаться от прохождения косы и взять лодку прямо из посёлка до того берега пролива. За это предприимчивые рыбаки запросили 15000р — для нас это дорого, учитывая, сколько здесь уже оказалось непредвиденных трат и еще грозит оказаться. К тому же, останавливает то, что, во-первых, все хотят пройти косу пешком, и, во-вторых, изначально рассчитывалось, что в этом походе будут сложные переправы, и все на это были согласны. Вдобавок, сколько там плыть реально — никто не знает. Там может оказаться как 50, так и 10 метров, и проверить это никак нельзя. Но одно дело соглашаться на что-то из тёплой квартиры, другое — реально столкнуться с необходимостью переправляться вплавь по холодной воде пролива в Северном Ледовитом океане. Обсуждения бурные и долгие, чуть не доходит до конфликта. Делиться — тоже не вариант, по той же причине — договариваться с местными о перемещениях со сложной логистикой — плохая идея, и имеет высокие шансы на провал. В итоге, мы так ни к чему и не пришли и оставили принятие решения на завтра, на свежую голову.
Закат на море, на любом море — это всегда зрелище, но на Крайнем Севере закат — это что-то совершенно особенное, тихое, приглушенное, таинственное. Солнце, опускаясь, краснеет и окрашивает небо во все оттенки синего, красного, фиолетового, розового, лилового, меняясь буквально каждую минуту. А на другом берегу залива едва виднеются невысокие сопки в дымке. Чем дальше мы идём по берегу, тем ближе подбираются к воде прибрежные скалы, и Лёша говорит, что пора возвращаться — надо отдохнуть перед завтрашней непростой дорогой.