Черепнин Н.Н. ДВА ХОРА ДЛЯ СМЕШАННЫХ ГОЛОСОВ. Ор. 23

Нет оценок
Более 10просмотров
Менее 10покупок
6+
Описание
Характеристики
Отзывы

ДВА ХОРА ДЛЯ СМЕШАННЫХ ГОЛОСОВ. Ор. 23

1. День и ночь. Стихи Ф. Тютчева

2. Зной и сушь. Стихи А. Голенищева-Кутузова

Включает оригиналы поэтических текстов и аудиозапись по QR-коду.

Данное хоровое произведение предназначено для детских хоровых коллективов, музыкантов-профессионалов и любителей хорового пения. (Из сборника: Антология русской светской хоровой музыки a cappella XIX — начала XX века. Аудиозапись по QR-коду. Выпуск 11. Черепнин Н.Н. / ред., сост. Е. Д. Светозарова)

Стремление к использованию новых звуковых красок в сфере хорового звучания особенно ярко проявилось в двух последних хорах композитора — «День и ночь» и «Зной и сушь», написанных в 1904 году.

1. ДЕНЬ И НОЧЬ. Стихи Ф. Тютчева. В этом живописном стих-и, представляющем собой яркий образец философской лирики, поэт дает оригинальное толкование образов дня и ночи: он сравнивает с покровом, окутывающим землю, не ночь (толкование, более традиционное для романтической поэзии XIX века), а день, дневной свет, который своей яркостью застилает подлинную сущность всего живого. Ночь же, срывающая дневной покров, уничтожающая преграды в виде солнечных лучей, обнажает все сущее, в том числе бездну, полную мрака и ужаса. «Вот почему нам ночь страшна», — завершает свое рассуждение поэт.

Произв-е отличает поистине оркестровый размах. Прежде всего обращает на себя внимание огромный — десятиголосный состав, образованный за счет разделения каждой хор. партии на 2 голоса, а сопрано — на 4. Эпизодически это многоголосие обогащается еще и трехголосным звучанием партии басов. Обращение к такому составу исполнителей — пример уникальный для рус. светской музыки a cappella. Оркестровость мышления композитора проявляется также в чрезвычайно широком использовании тесситурных возможностей голосов хора (общий диапазон хора достигает кварты через три октавы), в богатстве оттенков динамической палитры, а также в большом разнообразии многослойной по своей сути фактуры. Хоровая ткань почти постоянно членится на 2, 3 и даже 4 самост. пласта, каждый из которых не только выполняет свою мелодическую или гармоническую функцию, но и вносит свою тембральную краску в общее хоровое звучание. Всё это в совокупности создает особый эффект объемности

и многомерности пространства.

В хоре «День и ночь» множество интересных колористических находок, выполняющих также и изобразительную роль. Например, воздушно-невесомое мерцание мажоро-минорных терций у теноров и у сопрано в самом начале пр-я («На мир таинственный духов») или поистине «космическое» звучание на ррр широкой десятиголосной вертикали, крайние звуки которой отстоят друг от друга на терцию через три октавы, рисующее наступление ночи. Не менее убедительна противопоставленная звучанию полного смешанного хора нисходящая унисонная фраза басов, которая охватывает малую терцдециму (на слова «И бездна нам обнажена») и вызывает почти зрительное представление разверзающейся бездны.

2. ЗНОЙ И СУШЬ. Стихи А. Голенищева-Кутузова. Многое из того, что было сказано о произведении «День и ночь», можно отнести и к данному хору. Общность заключается в том, что это произведение также содержит глубокую, значимую идею и партитура имеет поистине симфонический размах.

В основе стих-я лежит прием поэтического параллелизма: вянет природа — ее освежает посланная Богом гроза; помертвевшие же мысли

и чувства, увядшие человеческие души способен оживить голос певца, то есть поэта. Образно сопоставляя силу искусства с могуществом Бога, Голенищев-Кутузов подчеркивает мысль о важнейшей роли искусства в жизни человека.

Двум строфам стих-я соответствует двухчастная форма хора. Обе строфы открываются одними и теми же словами: «Зной и сушь…», — и композитор, подчеркивая связь образов, обе части начинает с одинакового муз. материала. Дальнейшее же развитие и построение кульминаций каждой части решены в соответствии со следующим далее поэтическим текстом. Кульминация первой части, приходящаяся на слова «Чтоб с дождем

в грозе могучей // Пронестися над землей», отмечена ассоциирующимся с грозовым порывом стремительным «взлетом» всех голосов в мощный восьмиголосный аккорд, охватывающий в одновременном звучании широкий диапазон — терцию через три октавы. Во второй части хора музыкальная фраза, которая звучит поначалу тихо и сдержанно, в низком регистре, постепенно разрастается во впечатляющий гимн искусству, в подлинный апофеоз. Подход к кульминационному разделу, начинающийся со слов «Грянь же Божьею грозою, // Песня вещего певца», вызывает в воображении картину собирающихся групп народа, разрозненные голоса которых сливаются в многоголосный хор. В финальных тактах хора все средства выразительности композитор направил на то, чтобы подчеркнуть и усилить мысль поэта. Звучание, которое образуется благодаря замедлению темпа, укрупнению длительностей, мощной динамике, доходящей до fff, устремлению к последнему широкому восьмиголосному аккорду, вкл. в себя почти предельно высокий для партии сопрано звук си-бемоль второй октавы, достигает грандиозного размаха

90

Другие предложения магазина

Похожие предложения

0+
0+
0+
0+

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение

Наши проекты


Приложение Wildberries Цифровой
Наведите камеру на QR-код, чтобы скачать приложение
2021-2024 © Wildberries Цифровой, Wildberries v11.15.24. На торговой площадке digital.wildberries.ru применяются рекомендательные технологии.Адрес для направления юридически значимых сообщений: sales@wildberries.ru